Гостеприимство – важнейший народный обычай
Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе. Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.
Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.
Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.
Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.
Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.
Зачастую случалось так, что неожиданный гость, помня добро и приветливость хозяина, впоследствии становился настоящим кунаком и начинал считаться своего рода «семейным другом».Даже если отец семейства уже умер, такой гость, согласно традициям Дагестана, остается кунаком для всего семейства и может приехать сюда в любое время, как к родным людям.
Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.
Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность. Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить. Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.
Проведение торжества
Первый день свадьбы выглядит, как стандартная сельская свадьба, куда может прийти каждый, кто захочет, приглашения для этого не нужно. На воротах родительского дома невесты вывешивают особые свадебные флаги, говорящие о происходящем во дворе празднике.
Распорядитель пира (хан) выбирался из присутствующих, как и его помощники. Они отвечали за порядок во время празднования, достаточное количество питья и еды для гостей. Ослушаться указаний хана считалось позором, украсть у него папаху (свадебный обычай) было уделом главного храбреца. Обычно ханом назначался уважаемый и веселый человек.
Подготовкой к празднованию занимаются обе семьи, распределяя между собой дела, в том числе и приготовление кулинарных яств. Традиционно гостей угощают вареным и жаренным мясом (говядиной и бараниной), шашлыком, овечьим сыром, молочными продуктами, чуду (тонкими лепешками с разными начинками), курзе (блюдом, похожим на пельмени), ботишалом (пирогом из тонкого теста, начиненного толченым картофелем и творогом), шурпой и разными супами, а также хинкалом (кусочками теста, которые варят в бульоне и подают с всевозможными соусами).
Свадебный стол богат сладостями: халвой, урбечем (пастой из орехов и семян), сухофруктами, яичной лапшой, жаренной в масле и щедро залитой сиропом, мягкими козинаками. Жених во время свадьбы должен был находиться не в доме родителей, а у близкой родни, там ему оказывали почет и особое отношение, развлекали и угощали праздничными блюдами.
Вечером, после первого дня празднования, жених и невеста расходились по своим местам ночевки. В этот же день или накануне совершался обряд «ниякх» – религиозное заключение брака, но присутствия молодоженов он не требовал, их заменяли уполномоченные представители обеих сторон.
С заходом солнца во второй день жених отправлялся за новобрачной, дорогу ему постоянно преграждали дети, которые ждали сластей за возможность дальнейшего проезда. Перед тем, как переступить порог дома девушки, жених также вносил выкуп. Затем молодую забирали и в сопровождении счастливо живущей замужней женщины и мальчика в возрасте до 5 лет вместе с приданым перевозили в новый дом.
Возможны ли браки дагестанцев с другими народами
В последнее время межнациональные браки — не редкость. Конечно, старшее поколение старается сохранить традиции, стараясь не допускать в семью «чужаков», но удержать детей, уехавших из аулов, трудно. Наиболее часто можно встретить семьи, в которых парень из дагестанской семьи женился на русской. Если девушка приняла мусульманские обычаи и учитывает особенности менталитета семьи избранника, то союз будет крепким.
Мужчины разных национальностей тоже охотно берут в жёны горянок. Однако женщины решаются на подобные браки только когда не могут найти мужа среди своих. Слишком разнятся у представителей разных культур представления о семейной жизни.
Но если все преграды преодолены, русско-дагестанские свадьбы играют так же широко, с большим количеством гостей, тостами и обильным застольем. Правда, в этом случае часто обходятся без калыма и разнообразных даров, да и никях заменяют актом государственной регистрации.
Есть ещё одно отличие свадьбы горян от праздника, устраиваемого другими народностями. Торжество не ограничивается 3 днями. Через неделю после того, как молодые обживутся на новом месте, к ним приходят родственники невесты удостовериться, не обижают ли супругу, довольна ли она. Разумеется, приходится приглашать и родных жениха.
Свадьба может растянуться на месяц. Впрочем, в Дагестане считают: чем больше гостей, чем веселее, тем лучше будет жить молодая семья.
Проведение армянской свадьбы
В Армении свадьба без венчания не признается, поэтому эта церемония является обязательной для молодой пары
Очень важно, чтобы во время процесса между молодоженами никто не прошел
Учитывая, что народу много, за этим следят молодые люди со стороны жениха – каворы. Обязательно во время венчания один из каворов должен держать над головами брачующихся скрещенные меч и ножны
Такой ритуал связан с тем, что металл оберегает пару от злых духов.Стоит упомянуть еще об одном важном и довольно интересном обряде. Священник во время церемонии повязывал и жениху, и невесте на руки (иногда шеи) специальные шнуры, концы которых покрывались воском. Шнур этот имеет название – нарот
Самостоятельно снимать его никто, кроме священнослужителя, не может. Данное действие не позволяло иметь супругам близких отношений, они должны были дождаться, когда шнур будет развязан. После главного события, венчания, следует официальная часть торжества – свадьба
Шнур этот имеет название – нарот. Самостоятельно снимать его никто, кроме священнослужителя, не может. Данное действие не позволяло иметь супругам близких отношений, они должны были дождаться, когда шнур будет развязан. После главного события, венчания, следует официальная часть торжества – свадьба.
Свадебное действо проходило в двух домах, и начиналось оно с самого утра. В доме жениха традиционно закалывали быка, шея которого украшалась яблоками. Во время этого действия пели песни и танцевали молодые девушки.
А жених в это время должен был ножом сделать надрез на шее быка, после чего положить нож в карман. Свежей кровью кавор смазывал жениху лоб.Мать парня должна была взять нить и смочить ее в этой крови. Нить хранилась до брачной ночи. Такой необычный ритуал ассоциируется у армян с деторождением, поскольку бык сам по себе служит символом плодородия. Новобрачных в доме будущего супруга, встречает свекровь. Она дает жениху и невесте по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые проходят в дом, их обсыпают изюмом и цветами из корзин. Такой обычай дарит молодым благополучную и мирную жизнь.
Но музыкальное сопровождение имеет грустный мотив, поскольку родители девушки опечалены тем, что их уже взрослая дочь покидает родной дом. По окончании застолья жених и невеста танцуют танец. В конце танца отец девушки соединяет руки молодых и благословляет пару.
После этого все возвращаются в дом жениха, где и происходит большая часть всего праздника в честь рождения молодой семьи. Брат невесты пытается помешать паре покинуть дом, тем самым проявляя протест и желая, чтобы сестра осталась в этом доме.
Кавор договаривается с братом и дает ему выкуп за невесту. Сказать однозначно, что свадебные традиции народа принадлежат только армянам, нельзя, потому как их праздничные обряды смешаны с обрядами других народов. Стоит отметить, что застолье у армян начиналось с тостов, которые почитали память усопших родственников. После этого только можно было поздравлять молодых и провозглашать тосты в их честь.
Сейчас, конечно, свадьба проходит более цивилизованно, и невеста сидит за свадебным столом рядом со своим новоиспеченным супругом.
Праздник сопровождался веселыми песнями и танцами. Гости в процессе празднования одаривали молодых подарками и деньгами. Гости, которые представляли сторону жениха, веселились от души, выражая тем самым радость от того, что их жениху попалась такая замечательная невеста. Родственники невесты вели себя более сдержанно, поскольку они испытывали печаль и им было горько, поскольку невеста покидает отчий дом. Современные армянские традиции уже мало чем отличаются от тех, к которым привыкли мы. Но все же некоторые обряды сохранялись и передаются из поколения в поколение.
Смотрины и сговор
В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».
Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.
Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.
Сценарий дагестанской свадьбы: главные этапы
Дагестанская свадьба состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых имеет свои уникальные традиции, обычаи и ритуалы.
Помолвка
Свадьба в Дагестане начинается с помолвки или обручения, которое происходит стандартным для многих народов образом: в дом невесты приезжают сваты со стороны жениха и одаривают девушку подарками. Родители жениха и невесты выбирают дату свадьбы, исключая дни рождения молодоженов и родителей, мусульманские праздники, в частности, дни ураза-байрам. Отличительной чертой помолвки в Дагестане является то, что она проводится почти тайно, в вечернее время и в узком кругу родственников.
Когда дата будет выбрана, молодые отправляются в ЗАГС, чтобы подать заявление. Начинается интенсивная подготовка к красивой дагестанской свадьбе: выбор свадебных нарядов и банкетного зала, согласование меню и др.
Первый день свадьбы в доме невесты
Согласно традициям дагестанской свадьбы само празднование начинается в доме невесты, где обычно собираются представительницы женского пола. Они поют свадебные песни, «оплакивая» уход невесты в дом жениха (то же самое можно встретить в числе обрядов на казахской свадьбе). Невеста в этот день прощается с родительским домом и прежней жизнью.
В самый разгар праздника в дом невесты приезжает жених с дорогими подарками: ювелирными украшениями, текстилем, коврами и т.п. Его сопровождает большое количество родственников, исполняющих обрядовые песни и несущих дары невесте, которые они впоследствии складывают в специальный свадебный сундук.
Второй день свадьбы в доме жениха
Самое грандиозное празднование происходит в доме жениха через неделю после первого свадебного дня. Начинается оно с того, что отец жениха едет в обед в дом невесты, взяв с собой свечу и зеркало. Их он передает невесте в качестве символа счастья для новоиспеченной семьи и платит ее родственникам символический выкуп.
Невесту наряжают в праздничный наряд, завораживающий своей красотой, так как дагестанские свадебные платья обычно являются самыми дорогими в мире из-за количества ювелирных деталей, используемых для их украшения. Раньше волосы невесты прятали под платок, сейчас это делают редко. Современные дагестанские свадебные прически отличаются замысловатыми формами и различными плетениями, отчего выглядят они как настоящие произведения парикмахерского искусства.
Мать и подружки выводят невесту во двор, предварительно закрыв ее лицо специальной накидкой, после чего она вместе с отцом жениха и его родственниками едет в ее новый дом.
Свадебное шествие сопровождается песнями и национальной музыкой. По пути им могут преградить дорогу знакомые и случайные прохожие, требуя подарков. На пороге дома жениха невесту угощают медом, чтобы жизнь молодоженов была сладкой. Необычной свадебной традицией на дагестанской свадьбе является стрельба друзей жениха, которая должна принести в дом молодых счастье и отпугнуть нечистую силу.
В доме жениха начинается шумное празднование! Особенностью дагестанской свадьбы является то, что мужчины и женщины рассаживаются за разными столами. Последние же просто ломятся от огромного количества национальных блюд.
Главным событием свадебного вечера является танец молодоженов. До него невеста должна станцевать с мужчинами, присутствующими на празднике: она кружится вокруг каждого из них, а мужчины исполняют лезгинку и одаривают молодую деньгами, которые собирает подружка невесты.
Да и во время всего празднования на дагестанской свадьбе наиболее частым развлечением гостей являются национальные танцы (в частности, лезгинка), начинает которые, согласно сценарию классической дагестанской свадьбы, специальный человек, после которого на танцпол выходят все мужчины. Женщины же могут выйти танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.
Послесвадебные хлопоты
Утром на 3-й день свадьбы с невесты снимают платок, гости приходят поздравить молодых с заключением брака и угоститься сладостями из сундука невесты. В завершение многодневного празднования оба семейства одаривают друг друга ценными вещами.
Портал www.svadebka.ws рассказал вам, какой интересной и веселой может быть дагестанская свадьба. Такой грандиозный праздник подарит миллиард положительных эмоций и впечатлений не только молодоженам, но и всем присутствующим гостям!
- 77268 просмотров
- 9 фото
Выбор супруги
У табасаранов замужество, как и женитьба − событие обязательное. Мужчин и женщин, не связавших себя узами брака общество всегда осуждало. Известны случаи воровства невесты, однако это выливалось кровной местью. Зачастую юноша, увидевший на чье-то свадьбе красивую девушку, говорил родителям о намерении жениться на ней.
Нередко родня парня сами подыскивали для сына будущую жену. Через родных и знакомых о потенциальной жене наводились справки. Всегда ценились скромные, хозяйственные, красивые табасаранские барышни
Обращалось внимание на благосостояние ее семьи, социальную принадлежность
Подготовительный период
Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.
Калым
За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.
Приданое
В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.
Девичье прощание
Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.
Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Верующие исповедуют ислам суннитского толка.
Родственные группы у табасаран обозначаются терминами тухум, насил, джинс, къам, мерасар. Наиболее употребляемое из них — тухум. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Каждый тухум когда-то имел закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные участки, мельницы, загоны для скота. В традиционном общественном быту табасаран стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести; существовали различные формы искусственного родства — побратимство, отдача в другие семьи малолетних детей на воспитание (аталычество) и передача ребёнка на кормление в дом зажиточного крестьянина.
Счёт родства ведётся по отцовской и материнской линиям. В XIX веке преобладала малая семья, но до начала XX века распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений и включавшие в свой состав несколько брачных пар. Непременное условие внутрисемейных отношений — заботливое, уважительное отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери).
Интересны детали обычаев, труда и быта хучнинцев и их соседей. Так, в Верхнем Табасаране было принято, идя работу, брать с собой продукты, в том числе кислое молоко. При наступлении обеденного перерыва крестьяне, как правило, располагались у дороги или у родника. Прохожие приветствовали сидящих, и все, кто бы в это время ни проходил мимо, приглашались еде. Продукты всегда делились поровну. Сложнее было с кислым молоком: было принято разбавлять его водой в таком количестве, чтобы каждому присутствующему доставалась достаточная порция. Но так как молоко нельзя разбавлять бесконечно, то был установлен и предел: разбавлять можно до тех пор, пока по цвету молоко не сравняется с голубизной неба. Обычное приветствие в Табасаране, как и везде,- салам. Однако человека, занятого работой, приветствуют особой фразой: «Пусть удесятерятся твои силы»
После свадьбы
Через трое суток после того, как закончился свадебный пир, женщина могла первый раз, будучи в новом социальном статусе, отправиться за водой.
С ней обычно шли родственницы или соседки, тем, кого они встречали по дороге, раздавали сладости и маленькие подарочки.
Увидеться со своей матерью молодая жена могла не раньше, чем через два месяца, именно по истечению этого срока матери разрешено было посетить новый дом дочери и принести подарки. После этого свекровь и невестка совершали ответный визит.
Развод считался немыслимым, и поводом для расторжения брака служила только неверность мужа, доказанная его женой перед лицом родни и односельчан. При этом дети все равно оставались жить с отцом.
В этом видео представлена табасаранская свадьба:
Сегодня некоторые традиции устарели и претерпели изменения, некоторые сохранились в первозданном виде. Многое зависит от села, где живут молодые, и от того, насколько консервативны и строги в вопросах брака их родители. Далеко не всегда парень и девушка женятся только по воле родителей, невзирая на чувства и личный выбор. Так же свадьба может проводиться не в отчем доме, а уже в их личном, а дата церемонии совпадает с окончанием его строительства. Приходилось ли вам бывать на такой свадьбе, какие впечатления у вас остались?
Сговор и помолвка
К выбору будущей супруги семья жениха подходила со всей ответственностью. Обычно по достижению молодым человеком брачного возраста или незадолго до того, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку – если не было ранней помолвки или она была расторгнута по веским причинам. Самого парня редко спрашивали о его пожеланиях, считалось, что послушный сын должен довериться мудрости старших в роду.
В будущих невестах весьма ценилась внешняя привлекательность, отсутствие ярко выраженных заболеваний. Скромность и трудолюбие, бережливость и добрый характер также считались ценными качествами. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равные позиции в обществе. Даже если парень сам находил себе невесту, и информировал об этом родных, кандидатка проверялась со всем тщанием. И лишь потом предпринимались следующие шаги.
Девушки в своей судьбе участия практически не принимали – таковы были законы табасаранцев. Они должны были исполнять волю старших родичей. Считалось, что те лучше знают, где ее ждет счастливая безбедная жизнь.
Когда выбранная невеста была одобрена на семейном совете, в дом ее родителей засылались сваты. Обычно группа состояла из замужних женщин семьи и матери жениха. Они несли с собой подарки: сладости, деньги и помолвочное колечко. По древнему ритуалу немедленного согласия никто не ждал. Родителям девушки давалось время на раздумья и оценку личности и семьи кандидата в женихи. К тому же, быстрое согласие могло насторожить сватов: неужели с девицей что-то неладно, и ее хотя побыстрее сбыть любому желающему?
Во время сватовства мать жениха еще раз оценивала девушку внешне и по характеру. Обычно жители соседних деревень друг о друге были наслышаны, так что беглого взгляда было достаточно. Все дети подходящего возраста росли на глазах общества, половина приходилась друг другу ближними и дальними родственниками.
Когда согласие со стороны представителей девицы все же было получено, начинались переговоры. Семьи обсуждали размер калыма и приданого, назначали день торжеств. Размеры выкупа могли быть самыми разными, по согласию, и зависели целиком от благосостояния семей. Зажиточные, разумеется, давали за своими детьми более ценные выкупы. Считалось позором проявлять скупость в этом вопросе.
Традиции после свадьбы для укрепления семейной жизни
После заключения брака молодожены еще в течение 3 дней не имеют право наводить порядок в доме. Этим занимались родственники, за что супруга откупалась от них подарками. Также мать жениха одаривала семью различными угощениями и презентами. Первый год после свадьбы родственники посещают друг друга. Это позволяет полностью закрепить семейные узы.
Через 7 дней молодожены навещают тестя. Еще через 3-5 дней снова навещают отца невесты, но уже вместе с родителями мужа. Через 6 месяцев тестя посещает 12 родственников. Все гостят 3 суток. За этот период происходит возврат остатка приданного.
Еще одним поверьем является то, что жених не должен плясать на собственном торжестве. Если правилу не придерживаться, то значит, жизнь в браке будет плоха. Отдых допускается только после первого визита жениха к тестю. Но современными молодыми парами допускается исполнение первого свадебного танца прямо на церемонии.
Подготовка к свадьбе
После того, как состоялась помолвка, родня жениха может приходить в дом избранницы на праздники, неся подарки, или просто в гости. Последний их визит традиционно совершается за неделю до свадьбы.
В этот день торжественно и показательно привозилась основная часть калыма, уплаченного семьей жениха. Делалось это на виду у всего села, чтобы избежать лишних пересудов. Свадебные пиры проводились у табасаран в доме невесты.
Сегодня допускается как домашний вариант, так и празднование в ресторане. В зависимости от обычаев, принятых в конкретном селе, накануне бракосочетания невесте могли устроить проводы – вариант девичника, на который приходили ее незамужние подружки. Свадебные гуляния длились с пятницы по воскресенье.
Второй день свадьбы
По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома. Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.
После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.
Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.
Праздник весны табасаранцев
К одному из самых популярных торжеств табасаранцев принадлежит Праздник весны, который отмечают 21-22 марта. Ещё за месяц до празднования устраивали обряд “яйцебиения”. Мужчины приносили сырые куриные яйца, после чего ударяли их друг о друга острой стороной. Победителем считали того, у кого яйцо останется целым.
Непосредственно вечером 21 марта народ отправлялся на кладбище, где устраивал праздничную трапезу
Важно было выбрать жертвенное блюдо, разрезать его на восемь частей и сложить в одном месте. Так табасараны почитали умерших предков
Табасаранцы отмечают праздник весны / riadagestan.ru
Традиции табасаранов позволяют прикоснуться к удивительной и разнообразной культуре народа Дагестана. Многие обычаи далёкого прошлого живы и сегодня, а основные принципы табасаранцев практически не изменились. Эти люди по-прежнему главным в жизни считают взаимопомощь, уважение старших, гостеприимство и прочность родственных уз.
Никах
Правила и условия проведения никаха у мусульман
Обряд, который аналогичен венчанию у православных в исламе имеет название никах . Понятие никах можно назвать татарской свадьбой, однако это явление можно встретить везде, где присутствует мусульманская вера.
Правила проведения никаха
Никах можно проводить как дома, так и в мечети. После, согласно традиции, в дом жениха приглашаются гости со стороны жениха и невесты, подаются угощения и начинается развлекательная программа.
Согласно традиции мусульмане, которые хотят заключить брачный союз, в обязательном порядке должны проводить никах . Привычное заключение брака в ЗАГСе никак не может заменить обряд никаха.
4 обязательных условия проведения никаха
По законам ислама, чтобы молодые люди благополучно могли вступить в брак нужно соблюсти 3 обязательных условия.
- Присутствие на никахе мужчины-родственника девушки – брата, деда, дяди, отца
- Присутствие со стороны жениха и невесты свидетелей
- Жених и невеста должны быть мусульманами и одеваться на никах соответствующим образом. Одежда должна быть белой. Молодые должны быть надушены духами, вести себя скромно.
- Никах необходимо проводить лишь после уплаты калыма, определяемый невестой и ее родными
Калым — это плата за возможность получить девушку. В наше время калым — это скорее символическая дань мусульманским обычаям, нежели реальный выкуп. Чтобы избежать недоразумений, размер калыма необходимо оговорить заранее.
Смысл никаха и подготовка к обряду никаха
Основным условием при никахе является взаимное согласие жениха и невесты жить вместе. Смысл никаха является достижение счастья, а не богатства. Поэтому после совершения никаха молодые должны сделать всё возможное, чтобы их брак был счастливым и благополучным.
Перед проведением никаха родители жениха должны узнать, с кем их сын хочет связать свою судьбу. Родители после выслушивания сына, как правило, дают ему советы. Перед тем, как заслать сватов, родители спрашивают о нраве и характере будущей невесты, интересуются её происхождением и родственниками.
Не рекомендуется брать в спутницы жизни девушку лишь из-за её богатства или красоты, так как красивая, но скверная характером жена – это беда для мужа и его близких. Желательно, чтобы жена была меньшего достатка, нежели муж. Немногословная, ростом чуть ниже и скромная. Девушка же может дать согласие на брак с мужчиной, который не намного старше ее, воспитанный, щедрый и благонравный.
Процесс проведения никаха
Никах проводит служитель ислама. Это может быть мулла или же имам. Во время бракосочетания служитель, как правило, читает четвертую суру Корана, в которой представлены положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. После чтения суры брак считается состоявшимся. После завершения никаха, жениху и невесте выдается свидетельство, которое является официальным документом действительным во многих странах мира.
После совершения никаха жених и невеста берут на себя обязательства быть верными друг другу и не расторгать никах. Но в исламе есть ряд условий, которые предусмотрены Кораном при вступлении молодых в брак. Нарушение или пренебрежение этими правилами может вполне стать поводом для расторжения брака.
Первую ночь жених и невеста могут совершить как после никаха . так и после свадьбы. Но как бы то ни было первая брачная ночь должно быть только после никаха, как того требует мусульманский шариат, который в точности определяет как должна происходить первая брачная ночь и эти правила нужно знать и соблюдать.
В этом разделе Вы найдете полезную информацию о том, как пережить трагедию близкого и родного человека: советы и рекомендации психологов по преодолению стресса и депрессии. Информацию о том, что делать, куда звонить. Кроме того, сможете узнать о церковных обрядах и праздниках, ритуалах некоторых религий мира, найдете статьи, посвященные отношению человечества к жизни и смерти у разных народов в разные времена и многое другое.
Традиции и верования табасаранцев
Согласно убеждениям табасаранцев, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, по каким-либо причинам не вступившие в брачные отношения и, соответственно, не имеющие детей, отторгались обществом. Подходящим возрастом для начала семейной жизни считался период 15-17 лет. Случаи похищения девушек, обычные для горских народов, были крайне редки – родня украденной девы начинала жестокую кровавую месть.
Обычно женились по сговору между семьями, когда детей сватали еще в колыбели. Были «обменные» браки. В зажиточных родах решения принимали главы семей, при этом, жених и невеста могли вовсе не знать друг друга. Тщательно проверялись состояние и репутация будущих супругов. Социально неравные браки были крайне редки. У простых табасаранцев возможностей было больше: парни могли познакомиться с девицами на общих работах, гуляниях или просто на улице. Очень часто такая встреча и недолгое общение приводили к сватовству и последующей свадьбе.
После свадьбы
Через трое суток после того, как закончился свадебный пир, женщина могла первый раз, будучи в новом социальном статусе, отправиться за водой.
С ней обычно шли родственницы или соседки, тем, кого они встречали по дороге, раздавали сладости и маленькие подарочки.
Увидеться со своей матерью молодая жена могла не раньше, чем через два месяца, именно по истечению этого срока матери разрешено было посетить новый дом дочери и принести подарки. После этого свекровь и невестка совершали ответный визит.
В этом видео представлена табасаранская свадьба:
Сегодня некоторые традиции устарели и претерпели изменения, некоторые сохранились в первозданном виде. Многое зависит от села, где живут молодые, и от того, насколько консервативны и строги в вопросах брака их родители. Далеко не всегда парень и девушка женятся только по воле родителей, невзирая на чувства и личный выбор. Так же свадьба может проводиться не в отчем доме, а уже в их личном, а дата церемонии совпадает с окончанием его строительства. Приходилось ли вам бывать на такой свадьбе, какие впечатления у вас остались?
Сватовство
После того, как выбор сделан, родители парня отправляли сватов в дом потенциальной супруги. Они приходили к будущим родственникам с подарками, среди которых непременно было серебряное колечко. Родители барышни, словно набивая цену своей дочери, на первой встрече со сватами согласия на брак не давали. Соглашаться на свадьбу сразу же считалось признаком плохого тона.
Табасаранская церемония в селе предусматривала смотрины еще до сватовства. В избу барышни приходила мать юноши с родственницами и оценивала свою будущую невестку. Как только согласие от ее родителей было получено, назначалась дата брака.
Любой молодой человек, решивший жениться, должен отдать за невесту выкуп. Это мог быть скот, земля, а также различные презенты для будущих родственников. Кроме калыма парень в обязательном порядке должен выплатить девушке определенную сумму в денежном эквиваленте.
Парень и девушка до самой церемонии старались не попадаться на глаза. Завидев юношу она обязана была спрятаться.
Обычно за сутки до торжества совершается религиозный обряд бракосочетания, на котором главные виновники торжества не присутствуют. Вместо них приходят их представители. Во время церемонии открывают замки. А вот держать кулак сжатым или завязывать узлы не допускается, иначе брак будет непрочным.
Первые сутки табасаранской веселой церемонии обычно начинается в отчей избе новобрачной. На торжество может прийти любой желающий, приглашения не требуется. Хозяевам дома вручаются свадебные флаги, которые они вывешивают на забор. Юноша танцует с суженой, но после праздника едет к себе домой. Первые сутки − обычное свадебное торжество, только гораздо меньшее во временном эквиваленте.
Андийская группа народов
Андийцы – это целая группа народностей, которая включает в себя такие народы Дагестана, как ахвахцы, ботлихцы, тиндалы, багулалы, каратинцы, годоберинцы, чмалалы и, собственно, сами андийцы. Общее количество людей этих национальностей составляет 55-60 тыс. человек. Проживают они в высокогорных районах Западного Дагестана. Общение происходит на андийском языке с множеством диалектов.
Вероисповедание андийцев отображает обычаи народов Дагестана, так как большинство коренного населения мусульмане-сунниты. Основными занятиями у них также были земледелие и скотоводство. Издревле дома у этих народов строились из камня. Двухэтажных жилищ было не так много, одноэтажные имели прямоугольную форму. Те андийцы, которые занимались земледелием, разработали свой сельскохозяйственный календарь, который помогал определять время посева и сбора тех или иных растений.