Традиционные этапы свадьбы
Свадьба у татар начинается задолго до самого дня бракосочетания.
Традиции мусульманской свадьбы прочно закрепляют союз двух сердец. Ведь в подготовке основной церемонии участвуют обе стороны родственников. Они-то и берут на себя решение первых бытовых вопросов, которые могут стать причиной раздора в новой семье. Итак, обычаи подготовки к свадьбе.
- Сватовство проходит без участия будущих молодоженов. Будущие родственники договариваются о сумме выкупа – калыма. Так же выясняется, нет ли у будущих супругов родственников до седьмого колена.
- Калым в обычаях татарской свадьбы – серьезный обряд. Жених должен одарить не только невесту, но и всех родственников. Невеста же, в свою очередь, готовит свое приданое. В него обычно входит одежда для супруга, полотенца и коврики.
- Смотрины невесты – это когда родня жениха во время переговоров о свадьбе смотрит и оценивает, как невеста разливает чай и ухаживает за ними.
- Так же невеста должна выразить свое согласие с кандидатурой будущего супруга. Современные молодые, конечно, уже давно все обсудили и согласны играть свадьбу. Тем не менее, невеста должна кивнуть головой на вопросы муллы о кандидатуре жениха. В старину невеста должна была громко заплакать – и так выразить свое согласие.
- Помолвка – это объявление о том, что невеста теперь – девушка на выданье, которая скоро выходит замуж.
- После помолвки начинается подготовка к официальной регистрации и длительному застолью.
Официальная регистрация предшествует обряду заключения союза перед Аллахом. Все пары сначала регистрируются в ЗАГСе,а потом обращаются к священнику. Никах или никях – это встреча молодых с муфтием. Обряд проводят либо в мечети, либо дома у невесты. Молодые или читают клятвы, или повторяют слова клятв за священнослужителем. Интересный факт – муфтий спрашивает у невесты, какой подарок она хочет от жениха. Это может быть золотое украшение, постройка дома, что угодно. И во время обряда назначается срок исполнения желания.
После регистраций на земле и на небесах начинается застолье, которое длится минимум два дня. По традициям, первый день празднуется в доме невесты, без родственников жениха. Во второй день жених забирает невесту к себе. Праздник продолжается без родных невесты.
Свадебные обряды башкирской свадьбы
На свадьбе в Башкирии проводят несколько красивых обрядов, колоритных и интересных. Следование древним традициям и обрядам добавляет глубокий символический смысл башкирской свадьбе, делая её не просто социальным событием, но и духовной церемонией, которая объединяет людей и культуры.
Сбор гостей и процесс «сватовства»
Один из основных элементов башкирской свадьбы — это акт «сватовства». В день свадьбы, родственники и друзья жениха прибывают к дому невесты, чтобы «сватать» её. Это торжественное событие, которое означает, что семья жениха официально просит руки невесты у её семьи. «Сваты» обычно приносят подарки и предложения для семьи невесты, демонстрируя готовность жениха заботиться о своей будущей супруге.
Традиционная башкирская свадебная церемония
Сама свадебная церемония у башкир традиционно начинается с ритуала «Никах» — исламской церемонии заключения брака. Обычно его проводит имам, который благословляет пару и провозглашает их мужем и женой. После этого следует серия обрядов, включая обмен кольцами и вручение невесте «букета счастья», символизирующего её новую роль как замужней женщины.
Ритуалы, связанные с домом невесты и жениха
Существует также целый ряд ритуалов, связанных с домами невесты и жениха. Например, когда невеста покидает родительский дом, она обязана посмотреть на него через зеркало — это обычай, призванный уберечь её от невзгод в новой жизни. Когда невеста прибывает в дом жениха, она должна переступить через порог, не касаясь его ногами, и пройти через «ворота счастья», обычно оформленные цветами и тканями. Эти и многие другие ритуалы призваны обеспечить счастливую и благополучную жизнь молодоженам.
Проведение торжества
Башкирское торжество традиционно начиналось с малой свадьбы, на которую приглашались старшие родственники, которые встречались в момент сватовства. Сам обряд проводился в доме невесты.
Обрядный процесс проводил мулла, он задавал вопрос отцу невесты, касающийся того, согласен ли он отдать свою дочь замуж. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и регистрировал брак в своей метрической книге.
Только после этого процесса жених мог заходить в дом к своей невесте и называться при этом мужем. После всех проведенных обрядов и ритуалов наступало самое главное торжество – празднество Туй. Более состоятельные семьи праздновали данное событие с широким размахом, устраивали скачки, игры, угощали гостей разными национальными блюдами.
Но при отсутствии шикарного застолья все с пониманием относились к скромному празднованию и радовались свадьбе.
Веселье продолжалось на протяжении 3-х дней. После торжества Туй, девушка должна была покинуть свой дом и переехать в дом мужа.
Но по башкирским традициям этот процесс требовал особых усилий от жениха и его родни. Родственники невесты женского пола всячески препятствовали отъезду невесты, устраивая разные «проделки».
По древнему обычаю постель девушки связывалась в узел и уносилась в лес. Связывалась она веревками, концы которой прятались под корни деревьев. Саму невесту усаживали на незастеленную кровать и после этого начиналась активная «борьба» за девушку между родственниками жениха и невесты. Несмотря на то, что этот процесс происходил довольно весело, он приносил некоторые затраты семье, поскольку портилась одежда.
Перед отъездом уже состоявшейся супруги она должна была попрощаться со своей родней.
При этом девушка заходила в каждый дом в компании четырех подруг, которые держали над ее головой платок.
Каждой своей близкой родственнице молодая жена дарила скатерть, полотенце и нити. В знак благодарности девушки одаривали деньгами. В конце этого обряда молодая невеста надевала на себя самое лучшее убранство и садилась в телегу, на которой и отправлялась в дом жениха.
По традиции процесс усаживания молодой жены в телегу должен сопровождаться сопротивлением со стороны девушки. Покорно согласиться она могла только после того, как получит подарок от отца и братьев. Перед тем, как переступить порог дома жениха, девушка должна была три раза стать на колени перед родителями мужа.
В свою очередь свекры в знак уважения и одобрения каждый раз поднимали молодую с колен. Далее следовал обмен подарками. Гости готовят поздравления на татарском языке.
«Құда түсу»: чем выше образование — тем больше калым
«Құда түсу» (далее – куда тусу) — официальное знакомство двух сторон в доме невесты, в ходе которого начинается обсуждение последующих этапов бракосочетания. Куда тусу — одно из обязательных мероприятий, на котором присутствующие должны условиться о том, где будет проходить свадьба и сколько людей придут поглядеть на торжество материи над духом. На этой встрече сторона жениха одаривает сторону невесты подарками, а принимающие потчуют гостей угощениями. На куда тусу обязательно присутствие «бас құда» (далее – бас куда) — большого брата, зорко наблюдающего за добропорядочностью присутствующих. Бас куда выбирается среди родственников со стороны жениха.
Отдельно стоит отметить, что в некоторых регионах перед куда тусу может зайти речь о калыме. Самые щедрые выплаты — в Шымкенте, Таразе и Кызылорде, а в северных, западных и восточных регионах страны традицию могут и вовсе проигнорировать. Сумма калыма начинается от $1000 и доходит до нескольких миллионов тенге. Приданое невесты в таком случае должно соответствовать сумме калыма. Чем более образованная невеста попалась жениху, тем выше ставка.
Знакомство корейских новобрачных
Хотя сегодня сговор о предстоящей свадьбе не происходит за спинами молодых, немалую роль в их судьбе играют родители. Они обязательно выясняют всю информацию о женихе или невесте и лишь после этого дают благословение на корейскую свадьбу.
Судьба молодых решается на встрече, носящей название «согэтхин». Происходит она на нейтральной территории, которой зачастую выступает какой-нибудь ресторан. Именно там встречаются родители молодых, и происходит их знакомство. Нередко на таких встречах происходит обмен предварительно подготовленными медицинскими справками, свидетельствующими о состоянии здоровья молодых. Связано это с тем, что корейцы уделяют огромное влияние здоровью будущего потомства. И уже после этого родители девушки решают – выйдет ли она замуж за корейца или еще посидит в девках.
Какой была традиционная башкирская семья?
До XIX века среди башкир господствовала малая семья. Но нередко можно было встретить и неразделенную семью, где женатые сыновья жили с отцом и матерью. Причина — наличие общих хозяйственных интересов. Обычно семьи были моногамными, но нередко можно было встретить семью, где у мужчины было несколько жён — у баев или представителей духовенства. Башкиры из менее зажиточных семей женились вторично, если жена была бездетной, серьёзно заболевала и не могла принимать участие в хозяйственных работах или мужчина остался вдовцом.
Главой башкирской семьи был отец — он давал распоряжения касательно не только имущества, но и судьба детей, и его слово во всех вопросах было решающим.
Башкирские женщины имели в семье разное положение, в зависимости от возраста. Мать семейства все почитали и уважали, наравне с главой семьи её посвящали во все семейные вопросы, и она руководила домашними делами.
После женитьбы сына (или сыновей) бремя домашних забот ложилось на плечи невестки, а свекровь лишь следила за её работой. Молодая женщина должна была приготовить пищу для всей семьи, убрать дом, следить за одеждой и ухаживать за скотом. В некоторых районах Башкирии невестка не имела права показывать лицо другим членам семьи. Такое положение объяснялось догмами религии. Но некоторая доля независимости у башкирок все-таки была — если с ней плохо обращались, она могла потребовать развод и забрать имущество, которое ей дали в качестве приданого. Жизнь после развода не сулила ничего хорошего — муж имел право не отдавать детей или потребовать выкуп у её семьи. Кроме этого, она не могла повторно выйти замуж.
Сегодня многие традиции, связанные со свадьбой, возрождаются. Одна из них — невеста и жених надевают башкирский национальный костюм. Главными его особенностями были многослойность и разнообразие цветов. Башкирский национальный костюм изготавливался из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха, конопляного и крапивного холста.
Никах – религиозный обряд заключения брака
Исламская церемония венчания с соблюдением всех обычаев – никах – обряд соединения влюбленных брачными узами. Он характерен для многих мусульманских народов, играет ту же важную роль, что венчание для христиан. Чтобы никах был правильно проведен, следует выполнить четыре основных условия, после чего заключение брака признается действительным:
- Со стороны невесты на церемонии обязательно должен присутствовать родственник мужского пола.
- От жениха и невесты должно быть по одному свидетелю – мужчине-мусульманину.
- Традиционное условие – выплаченный калым за невесту. При современном подходе, это скорее условность.
- Согласие обоих молодоженов сочетаться браком и начать семейную жизнь.
Перед никах у татар проводят обряд сватовства, на котором родственники жениха просят семью невесты о согласии на свадьбу. Если возражений не поступило, оговариваются условия проведения бракосочетания. Часто праздник устраивают под конец осени, после проведения всех сельскохозяйственных работ. На никах жених и невеста готовят друг для друга подарки. Со стороны жениха – богатые украшения, как символ его достатка. Невеста дарит рукоделие.
Проводят церемонию бракосочетания как дома, так и в мечети, по согласованию между сторонами жениха и невесты. Мулла зачитывает молитву, делает соответствующие записи в метрической книге. После этого брак считается действительным. Существует интересный обычай, проводимый мусульманами на никах. Во время заключения брака регистрируется акт передачи свадебного подарка от жениха невесте. Так как это – дорогостоящее золотое украшение, невеста распоряжается им по своему усмотрению. В случае финансовых затруднений, может продать его и обеспечить себя на какое-то время.
Согласно обычаям, после объявления молодых мужем и женой и угощений устраивали чаршау. Так назывался полог на кровать, сотканный самой невестой. Постель из нескольких перин стелила счастливая в браке женщина. Часто это была жена старшего брата жениха или его мать. Если девушка оказывалась нечестной, жених на окне бани оставлял знак – проколотую монету или резал полог над кроватью.
Свадьба
По традиции, башкирская свадьба – это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата. Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались. Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя.
По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую. Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял:
- лошадь для отца;
- шуба для матери;
- лошадь для приготовления свадебного угощения;
- платья для снох;
- водка для братьев невесты.
В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки. Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения (кольца, серьги), которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала.
В наши дни Никах совершают редко, обычно все сводится к традиционной светской свадьбе. А ведь с этим обычаем у башкирского народа связано немало интересных традиций. Например, обряд «йыртыш», главную роль в котором играют снохи молодой. Вечером после Никаха устраивают праздник, во время которого невеста сбегает от мужа и прячется в доме брата. Жених должен найти ее, ведь в противном случае он не может претендовать на первую брачную ночь. Обряд шуточный, но в то же время очень символичный. Когда мужчина находит «пропажу», он обязан дать выкуп снохам в виде красивых платков. Они же в ответ протягивают ему красную ткань, которую жених рвет ногой, что символизирует получение права на лишение девственности своей суженной.
Еще один шуточный обычай – топить баню для молодых. Делают это также снохи, подбавляя как можно больше жара. В ответ жених оставляет им подарок: кладет деньги в полотенце и завязывает его на тугой узел как символ мужской силы.
Сама же свадьба, или обряд Туй, праздновалась после полной выплаты калыма. Гуляли ее три дня: первый в доме невесты, второй – у жениха, а на третьи сутки девушка отправлялась в новый дом.
Калым: традиции переговоров
Калым определялся финансовым состоянием обоих семей. Традиционно он включал в себя деньги, одежду, скот и прочие сборы полезных мелочей. Исключая лошадей, все остальные дары предназначались для невесты. Одна из лошадей предназначалась ее отцу, а вторая к обеду на свадебном торжестве.
Для матери в качестве выкупа часто предназначалась лисья шуба. Несмотря на то, что семьи сами устанавливали размеры калыма, были обязательные пункты, которые никто не в силах был отменить, а несоблюдение их считалось проявлением неуважения к одной из сторон. К таковым пунктам относились:
- для матери шуба из лисы хорошего качества;
- для отца годная в хозяйстве лошадь;
- вторая лошадь для свадебного угощения.
Также оставляли максимум по 15 рублей на дополнительные траты, что по тем меркам было адекватной суммой.
Запреты башкир
Народность придерживается традиций, которые обусловлены их религией и историческими событиями. Существует ряд запретов, которые обязаны соблюдать все жители Башкортостана:
- Зимой нельзя копать землю и нарушать ее покой, ведь почва в этот период отдыхает.
- Любую деятельность требуется начинать с правой руки, ей же подают кушанья гостям и принимают от них грязную посуду. А вот левую длань используют, чтобы высморкаться.
Женщинам запрещено переходить дорогу представителям сильной половины человечества, даже маленьким мальчикам. |
- Вступать в мечеть требуется с правой ноги, а покидать – с левой.
- Запрещено употреблять спиртные напитки, свинину и падаль. Хлеб ни в коем случае нельзя резать, только ломать руками.
- Пищу берут исключительно тремя пальцами.
Подготовка к свадьбе
В подготовительный процесс к башкирской свадьбе обязательно входит выкуп невесты или, как его традиционно называют, калым. Этот обряд не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня. Сразу надо отметить, что все расходы, связанные с проведением свадьбы, ложатся на семью жениха.
Денежные затраты на калым довольно серьезны, по этой причине родители жениха начинают откладывать средства на свадьбу задолго до самого торжества. Выкуп всегда был ориентирован на финансовое благополучие обеих сторон. Плата осуществлялась не только финансами, но и скотом, одеждой и другими ценностями. Все подаренное доставалось невесте.
Отцу в подарок дарили две лошади, одну из которых нужно было зарезать и подать на свадебный стол. Мать невесты также не оставалась в стороне, ей дарилась лисья шуба. Эти подарки должны были быть подарены в обязательном порядке, невзирая на финансовое состояние семьи жениха.
Девушке обязательно дарилась ткань для пошива свадебного платья и денежные средства для приобретения украшений.
Невеста ко дню свадьбы обязательно должна была иметь приданое. В него входили вещи и предметы, которые используются в быту. При этом все планировалось заранее. Девушка самостоятельно готовила свое приданное.
Шилось, ткалось все необходимое для юрты, из которой в день свадьбы и забирали новобрачную родственники будущего супруга. Разумеется, с течением времени приданное невесты стало более обширным. В него входят золотые украшения, дорогие ткани, бытовая техника, текстиль, одежда. Перед свадьбой, уже после сватовства, родители молодой невесты посещают дом будущего жениха.
При этом мать девушки привозила с собой сундук, который вмещал в себя рубаху, платок, лоскутки ткани и нити. Кто-то из присутствующих женщин должен был открыть этот сундук и за это в подарок получить платок. Ткань продавалась мужчинам за небольшую плату. Нити безвозмездно отдавались пожилым женщинам. Рубашка становилась ценным подарком для отца жениха.
В свою очередь семья молодого парня дарила сватам какую-то скотину. На этом все разъезжались по домам.
Башкирская свадьба: традиции и своеобразие
Пару веков назад свадьбы играли, чтобы породниться не только семьями, но и благосостояниями. Те, кто побогаче, женились на себе подобных, а бедняки находили пару из своего круга.
Как выбирали вторую половину
Традиционный возраст жениха был на 5–6 лет больше, чем у невесты. Хотя бывали и исключения, когда пара подбиралась существенно старше. Но такие ситуации происходили, когда один из супругов умирал, а вдовец брал повторно в жены сестру своей жены. Если же вдовой становилась жена, то она могла выйти замуж за брата или дядю своего умершего мужа. Часто случалось так, что это был юноша, которому было всего лишь 12–15 лет.
Башкиры с достатком выше среднего часто женились на нескольких женщинах. Многоженство процветало в основном среди знатных семей.
Несмотря на патриархальность устоев, большинство свадеб игрались по любви и взаимному согласию.
Как договаривались о свадьбе
В Башкирии соблюдались все этапы заключения нового брака. Начинали со знакомства, сговора между родителями, где они решали, какую достойную пару можно подобрать их сыну.
И затем шли к родителям выбранной невесты и уже с ними договаривались о возможной свадьбе. С родителями в случае согласия на свадьбу обсуждали калым.
Как гуляли свадьбу
Свадьбу условно делили на два этапа.
- Малая свадьба, когда мулла спрашивал родителей о том, что они не против, чтобы дети скрепили союз. После чего регистрировал брак официально.
- Торжество, которое называлось туй, проходило у родителей невесты, где накрывались столы.
Советуем
Башкирский национальный костюм
После свадьбы
После окончания праздничного дня молодым и их родственникам предстояло провести еще ряд обрядов и ритуалов. Одной из наиболее ярких традиций считается прощание с домом.
В последний день свадьбы невеста переезжала в дом к своему теперь уже мужу. Этот день проходил также в присутствии гостей. Отец девушки выводил свою дочь из дома, при этом держа ее за руку, и передавал отцу жениха. Данный процесс сопровождался грустной музыкой.
При этом девушка говорила слова благодарности родителям и целовала им руки. Первая брачная ночь супружеской пары проходила в доме, где никого не было. При этом тайно лишь могли «подслушивать» у дверей подружки молодой. Кричать в этом доме в эту ночь ни в коем случае нельзя. Родственники уходили ночевать к соседям. Утром молодой парень испытывал стеснение от того, что произошло, и убегал к кому-то из друзей.
Парень целовал руки родителям и при этом по-прежнему испытывал стыд и стеснение. Стоит отметить, что для армян очень важна невинность девушки до брака.
Чтобы доказать свою «чистоту», девушка должна была продемонстрировать родственницам жениха простынь с кровавым пятном. После этого соседи и родные могли быть уверены в целомудренности девушки. В знак уважения невесте дарили яблоки и серебряные монеты, а ее матери вручалась курица и вино.
После того, как брачная ночь признается удачной, в воздухе звучат выстрелы, которые оповещали всех о хорошем начале семейной жизни. Бывали случаи, что девушка не могла похвастаться своей невинностью, в такой ситуации ее сажали на осла, при этом спиной вперед. В таком странном положении она должна была проехаться по главной улице в деревне.
Суть состоит в том, что после основного празднования свадьбы начинается «разжигание костров». Молодые парни и девушки, которые еще не обременены брачными узами, прыгают через пламя огня.
Мать невесты могла прийти в дом зятя и дочери лишь через неделю после того, как свадебные гуляния закончатся. При этом женщина приносила с собой одежду дочери, мыло, расческу и полотенце. Далее молодая супруга мыла голову, а мать ей в этом помогала.
Ранее этот обычай был обязательным и беспрекословно выполнялся, сейчас же он практически изжил себя и не практикуется. Несмотря на большую значимость брака в жизни армян, все же существует ряд запретов, которые имеют отношение к свадебному торжеству.
К примеру, заключение брака между армянином и мусульманкой не приветствовалось и осуждалось. Еще один запрет связан с тем, что армянин имеет право скреплять брачные узы лишь трижды, притом третий раз ему разрешено жениться лишь на вдове.
В этом видео показана армянская свадьба:
Армянская свадьба отличается от любой другой своим грандиозным колоритом и невероятно шикарной праздничной атмосферой. Разнообразие обычаев и традиций придает торжеству особой значимости. Веселые танцы, музыка дарят всем гостям без исключения море позитива и радости. А какие замечательные и красочные фото остаются на память молодоженам. Не правда ли, этот праздник стоит того, чтобы хоть раз на нем поприсутствовать в качестве гостя.
Как проходит сватовство и помолвка
После того, как решение о выборе невесты было принято отцом, он шел к будущему тестю и договаривался с ним о предстоящей свадьбе.
Если отец девушки давал согласие, то следующий этап включал в себя переговоры о калыме. Главная роль в башкирском сватовстве принадлежит отцу жениха, поскольку именно он выбирает невесту для своего сына. Роль матери в этом вопросе второстепенна.
Отец, взяв с собой самых близких родственников, отправлялся сватать молодую девушку. Разумеется, вторая сторона уже знала о том, что к ним едут особые гости и тщательно готовилась к приезду.
Прием сватов проходит очень торжественно, на столы ставятся самые разные угощения.
Атмосфера сватовства имеет праздничный настрой, обе стороны общаются, при этом склоняя беседу к шуткам, дабы придать процессу дружественности.
К концу застолья присутствующие плавно переводят тему разговора непосредственно к главному событию, благодаря которому и состоялся приезд гостей.
Главным образом оговаривается калым (выкуп) и сам процесс свадьбы, в котором будут принимать участие старшие родственники и близкие друзья семьи невесты. В знак решения о женитьбе детей родители пили мед из одной чаши. После такой традиции родители невесты уже не могли рассматривать кого-то другого в качестве жениха для своей дочери.
Если по какой-то причине договор должен был быть разорван, отец девушки должен был платить деньги несостоявшимся сватам или расплачиваться скотом.