Как проводятся ингушские свадьбы – традиции

Особенности

Национальный чеченский свадебный наряд традиционно состоит из 4 оригинальных частей:

  1. Скромное, лаконичное нижнее платье (рубаха/туника). Длина – до щиколотки. Крой – узкий до талии, немного расклешенный книзу, с легкими, струящимися складочками. Обязательный элемент – воротник-стойка на крошечной пуговке. Рукава – очень длинные, достающие буквально до кончиков пальцев. Украшением нижнего платья был серебряный, золотой или покрытый камнями нагрудник, который впоследствии стал изготавливаться в виде застежек.
  2. Богато декорированное верхнее платье. По крою схоже с халатом или кафтаном. Без воротника, с разрезом на груди, с небольшими крючками на талии, для того чтобы ненавязчиво подчеркнуть ее изящество. Юбка за счет расходящихся в стороны половин напоминает два деликатных цветочных лепестка. Образ невесты получается грациозным, притягивающим взгляды.
  3. Головной убор. Традиционно это платок или кружевная шаль. Его значение для чеченки громадно, ведь подобное изделие символизирует целомудрие, чистоту, скромность.
  4. Пояс, изготовленный из настоящего серебра. Центральная деталь общего ансамбля. Должен быть богато декорирован. Традиционно этот элемент передавался из поколения в поколение либо дарился женихом будущей жене непосредственно перед самой свадьбой.

Сегодня распространена практика, когда невесты на свадьбе облачены в наряд, объединивший в себе черты национального костюма и пышные подвенечные силуэты в белоснежных или пастельных тонах.

Такие чеченские свадебные платья гармонично переплели в себе ряд отличительных признаков, которые в совокупности создают уникальные по красоте и оформлению модели:

  • Закрытость наряда: длинные рукава, высокий ворот, максимальная длина юбки, скрывающая даже обувь. Чеченские девушки никогда не демонстрируют обнаженные части тела посторонним взглядам. Такой стиль поведения отразился и в крое традиционного костюма. Несмотря на все эти черты, образ новобрачной получается загадочным, женственным, элегантным.
  • Длинный шлейф. Тут все просто: чем он длиннее, тем богаче и эффектнее выглядит модель.
  • Богатство декора. Свадебное платье обязательно расшивается золотыми и серебряными нитями, украшается драгоценными камнями, жемчугом, бисером. Ткани применяются самые дорогие и красивые: парча, бархат, шелк, атлас, сафьян.

Подготовка к свадьбе

Засватанная девушка избегает всех мужчин и старших женщин из рода жениха. Она держится в стороне от шумных веселых компаний, соблюдая табуирование. Это свод запретов, выполнять которые обязательно. Исключением становятся только несовершеннолетние дети. С ними невесте разрешается общаться.

В процессе подготовки к свадьбе родители невесты собирают приданое, состоящее из:

  • постельного белья;
  • кухонной утвари;
  • ковров;
  • личных вещей (одежды и белья).

Помимо этого, необходимо приготовить подарки родителям жениха и его ближайшим родственникам. Новые правила, появившиеся сравнительно недавно, позволяют молодым общаться, так как они видятся на учебе (ведь многие девушки учатся в ВУЗах), но тесно контактировать им запрещено.

Готовятся к свадьбе в обоих домах. Праздник будет проходить и в доме невесты, и в доме жениха, поэтому все должно быть правильно организовано задолго до назначенного дня.

Дату бракосочетания выбирают в зависимости от того, когда будет готово приданое. Старшие из рода невесты сообщают о завершении подготовки, и старики назначают день свадьбы.

За 10–14 дней до торжественного дня невесту перевозят в дом одного из близких друзей или родственников жениха, где она ждет объявления о назначенной дате. Свадьба в доме невесты будет праздноваться всего один день, ведь девушку сразу отведут в жилище мужа, а в доме жениха гости будут гулять три дня.

За день до бракосочетания отец невесты должен получить подарки от новых родственников, и отказаться от них он не имеет права.

Армянская свадьба традиции и обычаи.

В сватовстве выбирают посредницу, которая знакома с семьей и родственниками девушки, выбирает ее юноша. Посредница обязательно должна быть родственником жениха. За несколько дней до самого сватовства, посредница навещает родителей девушки и уговаривает их отдать в жены их дочь. И только после согласия родителей на официальное сватовство идут родственники парня (сваты). Идти могут только мужчины, т.е. кавор (доверенное лицо или еще называют посаженный отец),отец, брат, дядя. Придя на сватовство, сваты оговаривают цель визита и просят руки их дочери. Согласно традиций, родителям девушки негоже сразу соглашаться на будущий брак, это считается дурным тоном для армян. Поэтому сваты приходят еще раз и тогда получают согласие на обручение.

Обручение (помолвка)

Обручение считается очень важным этапом. На заранее назначенный и оговоренный день к жениху приходят близкие родственники, обязательно с подарками для невесты, как правило, это золотые украшения. Накрывают небольшой стол со спиртным и желают счастливой жизни будущим молодоженам. После этого жених с родственниками направляются к семье невесты, где их уже ожидают с богато накрытым столом. Именно сейчас невесту одаривают золотом, в крайнем случае, серебром. Как правило, при обручении присутствует священник, но в последние время этой традиции не придерживаются. После обручения издавна считалось, что между семьями молодых начинаются «свойственные» (родственные) отношения. На обручении оговаривается дата свадьбы.

Свадьбу гуляют с особым размахом, даже если семья невесты и жениха не из числа обеспеченных, деньги для праздника берут в долг. Согласно обычая свадебное платье невесты дарят родители жениха. После того, как родственники, кавор, друзья со стороны юноши в день свадьбы забирают девушку из родительского дома, начинается сама церемония, по пути к церкви громко поют, инсценируют веселые сценки, чтобы, согласно поверья, насколько весело этот день пройдет, настолько долгая и счастливая будет жизнь у новобрачных. В церкви священник во время церемонии повязывает руки молодоженам двумя сплетенными нитями зеленого и красного цвета, считается, что по пути домой эти нити отгоняют злых духов. Праздничный стол должен быть переполнен едой и деликатесами, долгом чести является накрыть шикарный стол для родителей жениха, иначе это будет позор для них. На свадьбу в основном дарят золотые украшения или деньги. Невеста, вступая в брак обязательно должна иметь приданное в виде спального гарнитура и ковра. В древние времена свадьбу праздновали 3 дня, сейчас этого не придерживаются, так же в нынешнее время невесты выбирают более европейские свадебные платья, хотя раньше как такового свадебного платья не было, одевали обычный наряд только более украшенный.

В некоторых армянских семьях остался обряд подтверждения девственности невесты, и если это подтверждалось, то на утро родителям девушки отправляют гонца с красным яблоком.

Образование новой семейной ячейки общества до сих пор остается в Армении самым пышным и веселым праздником, невзирая на то, что спустя годы некоторые традиции и обычаи уходят в прошлое.

Помолвка<

  >Подарки родителям от невесты

“Вопросы остаются”

Участники истории с журналистами не общаются и о том, как развивались события, приведшие к свадьбе, узнать с их слов не представляется возможным.

По одной из версий, жена предложила мужу свести его неженатого друга со своей подругой. При этом она только знала о существовании друга, но они никогда не встречались. Муж передал номер телефона знакомому, но переписываться с ним стала его жена. В течение нескольких месяцев она ходила на свидания с другом мужа, а в итоге согласилась выйти замуж.

В день свадьбы сказала мужу, что подруга просит ее помочь со сборами, и уехала в салон красоты. Там увеличила губы косметическим способом (сделала инъекцию), надела линзы, нарядилась в свадебное платье с хиджабом, хотя до этого не носила закрытую одежду.

Затем позвонила своему мужу и сказала, что ее тетя при смерти и ей нужно уезжать, на свадьбе ее не будет. Невесту забрали из дома мужа и увезли в дом нового мужа. Муж якобы заметил сходство невесты друга со своей супругой, но не обратил особого внимания. Он забеспокоился лишь ближе к вечеру, стал звонить жене, но телефон был выключен. Тогда он позвонил сестре своей жены и узнал, что история про тетю была выдумкой. Узнав о свадьбе, сестра попросила прислать фото невесты, и тут правда открылась.

Верить в эту версию соглашаются не многие. По мнению соседа девушки, сложно представить, что муж не узнал свою жену, во что бы она ни переоделась.

“Глупо говорить о том, что она за один день изменилась настолько, чтобы ее нельзя было узнать. Если бы она накачала губы, подтянула кожу, там же отеки должны были быть. Люди не понимают, как это она так моментально изменила внешность, вопросы остаются”, – говорит Алихан.

В родном селе “первого” мужа девушки говорят, что это придумали все трое участников истории – якобы для того, чтобы получить из этого материальную выгоду. “Я в эту версию не верю, это не логично, на свадьбе нельзя заработать, это скорее убыточное дело”, – говорит жительница села Плиево Марина Цуроева.

Народ высоких башен

В Ингушетии и сегодня можно увидеть немало башен. Как ни странно, но они были напрямую связаны с отношением людей к их владельцам. “Какая у твоего рода башня?” – спрашивал отец девушки у юноши, что собирался свататься к ней. Прочность и красота архитектуры сооружения говорили о состоятельности и ответственности семьи, что жила в ней. 

Кстати, изучая традиции ингушей, я открыла для себя занимательные сведения. Самоназвание народа – галгаи, что дословно значит “обитатели башен”. Уже один только этот факт говорит о том, насколько важными были такие строения для ингушей. 

Сегодня башни являются историческими памятниками, а большинство ингушей проживает на равнинах, а не в своих высоких жилищах. Несмотря на это, старинные традиции и сегодня играют ключевую роль в жизни народа. 

Суть поведения ингушей заключается в словах: “Поступай так, как сделали бы твои предки”. Уважение к старшим, понятие чести, скромность и доброжелательность – не пустые слова для народа Ингушетии. 

Однако и сегодня в некоторых регионах продолжает существовать обычай кровной мести. По мнению ингушей, он играет положительную роль в воспитании молодого поколения – человек должен осознавать, что за каждый свой поступок понесёт ответственность.

Почитание старших – основа традиций ингушей

Процесс подготовки и проведения

Подготовка к свадьбе

По старинным обычаям до дня свадьбы будущие супруги не должны видеться или даже встречаться на улице. Если пара живет в небольшом селе, то для соблюдения этой традиции приходилось даже вывозить жениха к родственникам в другого аула. Невеста в свою очередь, должна была избегать любого общения с молодыми людьми и мужчинами, держаться в стороне от увеселительных компаний, а также встречаться с родней будущего мужа любого пола. Иными словами, придерживаться табуирования.  Не запрещено было общение и встречи с несовершеннолетними детьми. И поэтому именно дети являлись связующим голубями между парой или его родственниками.

Для подготовки свадебного торжества обе стороны молодых готовили продукты для угощения, запасались подарками и праздничными дарами для родственников и молодожёнов. За две недели до даты свадьбы невесту перевозили в дом к родственникам жениха, где она находилась до свадебной церемонии.

Приданное невесты

Празднование ингушской свадьбы

Празднование свадьбы в основном проходили осенью после сбора урожая. Удобное время как правило назначали родственники жениха, учитывая готовность стороны невесты. Подготовкой к свадьбе стороны молодых занимались по отдельности. Родители и родственники невесты отмечают свадьбу один день. И как правило оно проходит без присутствия невесты. А гуляния у родственников мужа затягиваются до трех дней. Если в населенном пункте готовилась свадьба, то праздновали всем аулом. Приглашались не только друзья и дальние родственники, но и все соседи и даже случайные гости.

Перед регистрацией брака в загсе, к дому невесты отправлялся свадебный поезд. В нем приезжала в основном молодежь, кроме сестер жениха, которые оставались дома и готовили столы к празднику. Невеста до приезда должна была оставаться в тайном комнате, из которой ее выводили ближайшие родственники со стороны жениха или его брат.

Наряжали невесту в свадебный наряд в родном доме, где она дожидалась представителей жениха. Обязательным ритуалом было прикалывание к подолу свадебного платья иглы с белой нитью от сглаза и на будущее счастье молодых. А в бюст платья серебряную монетку, завернутую в кусочек белого бархата или шелка – для финансового достатка в семье. В дальнейшем, будучи женой, молодая хранила эти талисманы до конца своей жизни.

После того, как приезжали представители жениха, невесту выводили к гостям. Она по-своему уважительно приветствовала присутствующих. После чего муллой проводился брачный ритуал. Вместо жениха на этом процессе присутствовал старший родич. Именно после этого невеста становилась полноправной женой.

В течение всего празднования ингушской свадьбы невеста не видит своего супруга. Ему отводится отдельная комната, в которой он отмечает свою женитьбу. На протяжении всего торжества невеста является центром внимания приглашенных гостей.  Она становиться в украшенный угол дома жениха и там одна принимает подарки и поздравления от друзей, гостей и родственников обоих сторон. В качестве подарков молодым дарят украшения и золото, деньги, изысканные вещи, ткани. В благодарность гостей угощают национальными блюдами, вином, сладостями и традиционной выпечкой. В обязательном порядке праздник сопровождался с национальным ингушскими танцами и песнями.

Сватовство на Кавказе

Вековые традиции Кавказа предполагали договорные браки, причем детей сговаривали в раннем возрасте, порой еще в колыбели. Выбор будущей невесты для мальчика полностью ложился на плечи родителей, старших родственников. Зачастую жених и невеста не видели друг друга вплоть до первой брачной ночи. Подходящую девушку подбирали очень тщательно, по целому ряду параметров:

  • отношения между семьями, родами;
  • отсутствие кровной мести, неразрешимых конфликтов, которые могли тянуться в течение многих поколений;
  • социальное положение обоих родов: девушку из богатого, знатного рода не отдадут за жениха из бедной семьи, то же самое касается мезальянса состоятельного юноши с девушкой-бесприданницей;
  • здоровье будущей невесты, способность выносить и родить крепких, многочисленных детей;
  • безупречное воспитание, наличие необходимых в жизни навыков, почтительность к старшим. Учитывалась и внешняя привлекательность девушки.

Сегодня обычай договорных браков соблюдается очень редко. Как правило, молодые люди самостоятельно находят свою пару, стараясь жениться по любви. Тем не менее, благословение старших родственников, родителей, опекунов все еще имеет решающее значение. Редкий брак заключается без одобрения семьи.

Сватовство на Кавказе проходило в несколько этапов. Этот интересный, полный скрытого смысла, обычай соблюдается до сих пор.

  • Когда сговоренная девушка входила в возраст, в дом ее родителей приходил посланник от рода будущего жениха. Старшие родичи договаривались, в какой день ждать визит сватов.
  • В назначенное время из дома родителей жениха выезжали на конях сваты. Как правило, ими становились почтенные члены семьи и общества. Выбирали одного из старших мужчин рода, человека, вхожего в собирающиеся породниться семьи, и уважаемого старейшину селения.
  • Сватов встречали добрыми словами, усаживали за стол с угощениями, заводили отвлеченную беседу. В конце застолья представители джигита традиционными словами просили руки и сердца девушки. Однако, в первый визит согласия они не получали. Отец или старший родственник брали паузу для того, чтобы посоветоваться с родней и самой девушкой, даже если молодых сговаривали с детства.
  • Второй этап сватовства был более масштабен. Сватов встречали радушно, обильными угощениями. С обеих сторон количество участников возрастало, присоединялись другие родственники. В конце застолья сваты спрашивали, какое решение принял род. Отец/опекун невесты на этот раз соглашался на брак. В редких случаях следовал отказ с объяснениями причин.
  • Далее семьи договаривались о дате бракосочетания. Оговаривали, кто берет на себя организационные моменты, приготовление угощений, расходы. Утверждалось количество гостей.

Общие сведения

Культура ингушского народа

Прошли времена, когда молодых женили без их согласия. Если раньше основная часть браков совершалась по сговору родственников еще с малого детства. То сейчас молодой парень или девушка могут самостоятельно познакомиться. А полюбив друг друга, предоставить кандидатуру будущего супруга или супруги на одобрение главы семейства. Разводы в данной стране и по сей день не приняты и жестко осуждаются. Вдруг, все же семья распадается, позор ложиться не только на супругов, но и на их рода.

Знакомство и сговор

Свободное общение молодых парней и девушек в Ингушетии строго ограничивается. Поэтому любая свадьба считалась очень хорошим местом для возможности познакомиться с противоположным полом. Показать себя и присмотреть себе пару.

Готовились к свадебному мероприятию не только брачующиеся, но и приглашенная молодежь. Девушки своими руками шили красивые наряды, украшали вышивкой платки. А парни готовили развлекательную программу, писали остроумные речи и заводные конкурсы. Тем самым они хотели удивить незамужних молодых красавиц и вызвать интерес к своей персоне.

Как только молодой джигит понимает, что нашел и полюбил молодую девушку. Он рассказывает это своим родителям или старшим родственникам для рассмотрения ее кандидатуры. В этот момент родственники проводят тщательную оценку избранницы: социально-экономическое положение рода, характер, поведение и репутация девушки, внешний вид, ее состояние здоровья, желание и умение трудиться. В случае положительного ответа, молодой человек мог приступить к ухаживанию за девушкой.

В Ингушетии ухаживание проходит в необычной форме. Молодые при этом не встречаются лично. Молодой человек передает небольшие дары – сладости, выпечку, монеты через женщин или детей. Этим он как бы признавался девушке в своих чувствах и выражал надежду на взаимность. Если девушка была не против и согласна, со своей стороны она передавала будущему избраннику что- то из своих вещей. Обычно это были красиво вышитые носовые платки. Все это означало, что жениху можно было засылать сватов в дом избранницы.

Зоахахол или сватовство

Как правило обряд сватания старались проводить зимой или весной. Процесс сватовства состоял из двух этапов. Изначально в семействе жениха выбирался представитель, обладающий красноречием и умением расположить к себе. Затем в назначенный день представителя отправляли в дом будущей избранницы. В ходе его визита он заявлял о серьезном намерении молодого джигита жениться на их дочери, расписывал таланты и достоинства этого молодого человека, его финансовом благосостоянии и положении в обществе.

Родители невесты имели право сразу не давать ответа. В течение двух недель они могли проверять полученную информацию о женихе и его положении, оценить его род и принять окончательное решение. По истечению назначенного срока представитель жениха возвращался в дом невесты за окончательным ответом. В случае положительного ответа, назначался официальный день сватовства.

В назначенный день в доме невесты собиралась ближняя и дальняя родня. Пелись национальные обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства жениха и юность, доброту невесты. После обмена приветственных речей обеих сторон, обязательно интересовались мнением будущей избранницы.

После этого жених должен был внести калым за невесту. Или еще это называлось Урду или плата за молоко. Это считалось своего рода выражение благодарности за воспитание и обеспечение дочери родным невесты. По суммам обычно сговору не было. Но условно нижняя планка всегда существовала, ниже которой было бы просто не прилично платить. Все зависело от финансовых возможностей избранника и его семьи. После получения калыма, девушка считалась сговоренной и переходило под покровительство жениха и его родственников.

После свадьбы

У ингушей принято праздновать в доме жениха еще два дня после свадьбы. Первые три дня после заключения брака жених проводит в гостях у тех, кто помогал ему готовиться к празднику. В эти дни в дом жениха приходят родственники и близкие друзья.

Их угощают самыми лучшими блюдами, дорогими винами. Те, в свою очередь, преподносят дары. Это драгоценности, деньги, дорогостоящая одежда. Веселье продолжается, не прекращаются танцы, звучат песни.

По прошествии этих трех дней невеста в присутствии подруг и сестер жениха набирает чистую воду, и молодые уходят в свой дом или ту часть жилья, которая была выделена им родителям жениха. Теперь они уже в новом качестве, как молодая семья, ходят в гости ко всем родным, друзьям и знакомым.

Если следовать древним традициям, то только через год (или после рождения первенца) молодая жена могла проведать своих родителей, войдя в их дом. Все обычаи Ингушетии связаны с религиозными убеждениями. В их основе лежит пожелание богатства, счастья и здоровья.

В сельской местности это может быть крупный рогатый скот, а у тех, кто живет в городах, принято дарить деньги и ювелирные украшения. Современные молодые люди знакомятся порой без ведома родителей, и старшие не заставляют их вступать в брак против воли.

Это видео познакомит вас с национальными традициями ингушской свадьбы:

Конечно, все юноши, девушки, их родители помнят, чтят традиции и обычаи своего народа. Уважая старших, прислушиваясь к их мнению, жених и невеста сделают все так, как им посоветуют старики. В свою очередь, родители не препятствуют счастью детей, относятся к их желанию с пониманием и стараются помочь в организации и проведении свадебных торжеств, учитывая не только старинные обычаи, но и современные, новые идеи. Сегодня после торжественной регистрации молодые в сопровождении родственников и друзей могут позволить себе отправиться в ресторан, где все вместе будут пить вино, петь застольные песни, танцевать. Как правильно организовать веселье так, чтобы не обидеть стариков, не нарушить традиции? Спросить совета можно у тех, кто уже отпраздновал день рождения новой семьи или был организатором праздника.

Традиции для жителей Северного Кавказа играют огромную роль, они передаются от старшего поколения к младшему. В том числе и ингуши свято чтут заповеди старших, придерживаясь обрядовому образу жизни. Свадьба в Ингушетии, как и в других странах, является важным событиям в жизни. И для ее проведения есть множество обычаев, традиций и обрядов.

Прежде, чем молодые будут говорить о свадьбе, их отношения должны одобрить старшие родственники обоих родов. Кроме того, между парнем и девушкой выясняется степень родства, и барышня не должна быть однофамилицей семьи суженого, иначе брак не состоится.

Жених передает будущей невесте через женщину или несовершеннолетнего мальчика подарки: сладости, драгоценные украшения или деньги. Если суженая примет их, то в ответ передает вышитые вручную носовые платки, для жениха и его близкого друга. Считается, что так происходит знакомство молодых, и можно переходить к сватовству.

Сватовство происходит в отчем доме невесты, где парня с родителями встречают многочисленные родственники девушки. Старейшины ведут переговоры, вносится урду (утвержденная минимальная денежная сумма, которую дают родственники со стороны парня), и, если суженая согласна, назначается свадьба и ее дата. Невеста имеет право не согласиться, тогда брака не будет.

После помолвки невеста соблюдает табуирование, избегая шумных компаний и общения со всеми мужчинами. Она может общаться только с малыми детьми.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий