Для мужчин
В старину мужские рубашки у чувашей с верховьев Волги были длинными и широкими, прямо до колен. Они выкраивались тоже туникообразно, а грудной разрез был сбоку — справа или слева. Воротника такая рубаха не имела.
Мужской чувашский национальный костюм характерен мелкими, но важными отличительными деталями. Грудной разрез рубахи завязывался тесьмой, а вокруг красовалась вышивка, и чем богаче она была, тем праздничнее. Так же украшены были концы рукавов и подол. Будничные же одежды часто вообще не были украшены.
Костюм чувашского народа был предназначен не только для работы и праздников. Например, белизна мужских рубашек была традиционной и обязательной для всех, поскольку предназначалась и для языческих культовых отправлений. Здесь отличия были только в качестве холста: у богатых — потоньше, у бедных — погрубее.
Рубахи носили под пояс. Интересно наблюдать, как видоизменялся крой в зависимости от развития технического прогресса. Как только появились широкие покупные ткани, чувашский мужской костюм приобрёл круглые проймы, потерял ластовицы, стал обязательным воротник. Прохладными вечерами летом чуваши красовались в лёгком холщовом белоснежном кафтане и пуставе из синего или чёрного сукна. Запах был предусмотрен справа налево, часто встречалась приталенная спинка со сборками.
Праздничные шуборы богато украшены по груди, воротнику, краю каждой полы и сзади — треугольником. Помимо вышивок использовались и другие техники — аппликации шёлком, например. Иногда шуборы выкраивались прямоспинными, они были обязательно белыми, их нужно было подпоясывать очень красивыми ткаными поясами. Такие в старину носили жрецы на жертвоприношениях. А потом стали надевать и простые пожилые мужчины. Вот такой был чувашский мужской костюм, фото можно увидеть ниже.
Внешность и народный костюм
Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.
Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.
Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.
Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.
Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.
Девичья честь
Целомудрие девушки у чувашей приравнивалось к благополучию в жизни вообще. Девушки, не соблюдающие общепринятых традиций, осмеивались на глазах.
Существовал ряд обрядов, направленных на указание намеков на девственность или не девственность невесты. Хотя вопрос этот весьма щепетильный, публику необходимо было поставить в известность о том, что произошло в брачную ночь между молодыми. Делалось это через символы и знаки. Не сохранившая до замужества целомудрие девушка у чувашей подвергалась принародному наказанию во время поднесения пива старейшине из лошади невесты. У этого ковша на дне делали дырочку, поэтому подносили, зажав ее пальцами. «Но как скоро гость возьмет стакан в свои руки, то напиток начинает из дырочки течь, тем самым производит в гостях великий смех, а для невесты стыд. Если молодые пили и целовались, то дружка подшучивал: «Но значит, все благополучно, а мы уже думали, не врозь ли вы спали. Чего доброго, люди молодые, глупые, пожалуй, и не догадываются, что надо что-то делать».
Молодая три раза обходила и целовала участников свадьбы. Она подносила мужу стакан вина и кланялась. Муж, если молодая до брака была невинной, подносил тестю на подносе ее ночную рубашку со всеми признаками первой ночи, чем особенно гордились родители молодой. В противном случае муж надевал на шею хомут. В случае благополучной ночи молодой муж выпивал вино и с размаху разбивал стакан об пол в знак разбитой им самим девственности молодой.
Обычаи после свадьбы направленные на укрепление семейного очага
После свадьбы в течение трех дней новоиспеченная жена не могла убираться в доме, это делали близкие родственницы, за что молодая откупалась подарками. А также подарками одаривалась свекровь семью презентами. В течение первого года породнившиеся семьи ездят, друг другу в гости. Так, они укрепляют семейные узы.
Через семь дней супруги должны навестить тестя. Через несколько дней вновь навещали тестя, но уже в присутствие родителей и одного родственника. Через шесть месяцев посещали отца невесты в количестве 12 человек, все гостили в течение трех дней, во время которого возвращался остаток приданого.
Существует еще одно важное поверье, жених не мог танцевать и плясать на собственной свадьбе. В случае несоблюдения традиции считалось, что жене буде плохо жить в этом браке. Веселиться разрешалось только после первого визита к отцу супруги
Но современные молодожены исполняют первый свадебный танец прямо на церемонии
Веселиться разрешалось только после первого визита к отцу супруги. Но современные молодожены исполняют первый свадебный танец прямо на церемонии.
Выбор невесты и знакомство с женихом
Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.
У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка.
Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях.
Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос.
Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение.
Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.
В чувашской традиции было принято считать, что чем больше возраст невесты, тем она более ценна, так как больше умела и имела, как правило, более богатое приданое. Приданое чувашским невестам начинали готовить с детства.
Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.
Внешность
На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:
- монголоидно-европеоидный тип с преобладанием европейских черт — 63,5%
- европеоидные типы (с русыми волосами и светлыми глазами, а также с более темной кожей и волосами, коричневыми глазами) — 21,1%
- чистый монголоидный тип — 10,3%
- сублапоноидный тип или волго-камская раса с мягко выраженными признаками монголоидов — 5,1%
С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:
- североевропейская — 24%
- славянская R1a1 — 18%
- угро-финская N — 18%
- западноевропейская R1b — 12%
- доставшаяся от хазар еврейская J — 6%
Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение. Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:
- средний рост у мужчин и невысокий у женщин;
- жесткие волосы, которые от природы редко имеют завиток;
- более темный оттенок кожи и цвет глаз у представителей европеоидного типа;
- короткий, чуть вдавленный нос;
- наличие эпикантуса (характерная складка в уголке глаз) у представителей смешанного и монголоидного типов;
- форма глаз миндалевидная, чуть раскосая;
- широкое лицо;
- выступающие скулы.
Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.
Одежда
В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год. В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника. У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.
В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.
Культура и быт чувашского народа
Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.
Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.
К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.
В старинные времена чуваши обитали в маленьких поселениях, которые обычно возводили неподалеку от речных долин и озер. Дома вытраивались в ряд или «кучкой».
Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни. |
Подготовка к свадьбе
Свадебные торжества Чувашии проводятся по различным сценариям и обрядам, все зависит от географического расположения места жительства жениха и невесты. В некоторых районах принято согласование торжества с будущей супругой, в других районах распространена «кража» невесты.
Свадебная церемония начинается в одно и то же время в доме жениха и невесты:
- жених в день свадьбы при помощи близких родственниц облачался в свадебный национальный костюм. После этого выходил на крыльцо дома, где дружок и холостые парни из числа молодых родственников запевали свадебный песни, которые сопровождались веселыми плясками. После этого все заходили в дом и после небольшого застолья отправлялись за невестой в дом ее родителей;
- в отдельных районах проводится обряд коленопреклонения новобрачного перед старшими рода и своими родителями. Жених в сопровождении руководителя свадьбы и младшего дружка становится на колени перед стариками своего рода. Другие участники свадебного торжества располагаются за ними. Старшие рода приносят в дар жениху как самому младшему члену рода необходимое для новой семьи имущество и несколько голов скота. Ответную благодарственную речь вместо жениха произносит старший дружка;
- невеста перед прибытием жениха в сопровождении подружек готовилась к свадьбе. Приглашенные гости молились за благополучие молодой семьи, женщины готовили свадебное угощение. По прибытии жених вручал отцу невесты символичную плату, после чего приглашал гостей за свадебный стол с угощениями;
- все гости приглашались за свадебный стол и во время застолья под веселые народные песни на родном языке и пляски вводили невесту, покрытую свадебным покрывалом;
- невеста в нарядной свадебной одежде, в перчатках на руках и кольцом на пальце, подносит пустые кружки к родителям женихам, при этом кланяясь в пояс. В кружки родители жениха кладут деньги. В правые руки свекра и свекрови новобрачная кладет небольшие подарки обязательно белого оттенка. Родители жениха при выходе из дома невесты вытирают лица подаренной тканью белого цвета. Все благословляют будущую супругу и желают молодым прожить вместе до старости, пока волосы не станут белыми, как врученные подарки. После этого запевают величальные свадебные песни, в которых лейтмотивом проходит мысль о желании иметь крепкую новую родню;
- по обычаю, невеста прощалась с родителями песней-причитанием и передавалась жениху. Выезжая за пределы жилища родителей, жених выполнял обряд изгнания злых демонов и три раза бил нагайкой свою жену. Вся обратная дорога к деревне жениха сопровождалась веселыми свадебными песнями и плясками.
В Чувашии распространено домашнее пивоварение. И перед свадьбой молодожены в течение нескольких дней приходят в гости ко всем родственникам в своей деревне со свежесваренным пивом и приглашают их на свадьбу.
Есть еще одна интересная традиция, по которой перед свадьбой тщательно готовились помещения бани для молодой пары и близких родственников.
Семейные обряды
У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хĕр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия (хĕр вăрлани). (См Родионов, В. Г. )
Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Hевеста начинала плач с причитаниями (хĕр йĕрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (мăн кĕрÿ) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Hачиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Hевесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми. (см. Туй сăмахлăхĕ // Чăваш литератури : учебник-хрестомати : VIII класс валли / В. П. Никитинпа В. Е. Цыфаркин пухса хатĕрленĕ. — Шупашкар, 1990. — С. 24-36.)
В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко.
Бытовал обычай минората — младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Tрадиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ниме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая·
В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мĕн калать — «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала ХХ в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.
Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чăваш ятне ан çĕрт» (не срами имени чуваша).
Литература:
Адидатова, Н. И. Мӑн куна кӗтсе илни : / Н. И. Адидатова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. — 2018. — № 2. — С. 55-56.
Афанасьева, Л. Г. Мӑнкун : (класс тулашӗнчи мероприяти сценарийӗ) / Л. Г. Афанасьева, В. З. Петрова // Чӑваш чӗлхипе литератури: теори тата методика : статьясен пуххи / И. Я. Яковлев ячӗллӗ Чӑваш патшалӑх педагогика университечӗ. — Шупашкар, 2017. — 31-мӗш кӑларӑм: [Конкурс материалӗсем «Чӑваш чӗлхипе литератури. Уҫӑ урок тата класс тулашӗнчи чи лайӑх ӗҫ». — С. 34-36.
Федорова, И. Н. Мӑн кун : (5-6-мӗш классемпе ирттермелли уяв сценарийӗ) / И. Н. Федорова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. — 2018. — № 2. — С. 36-39.
Школьникова, Л. П. Мӑн кун : (5-мӗш классемпе Мӑн кун уявне ирттермелли сценари) / Л. П. Школьникова, В. Д. Петрова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. — 2016. — № 2. — С. 29-30.
Свадебные персонажи
Церемония свадебного мероприятия в доме жениха и невесты начиналась одновременно, но раздельно.
В доме родителей жениха составлялся свадебный поезд из женатых и неженатых родственников и друзей брачующегося, а также холостых парней.
В старину девушки в поезде жениха не участвовали. Главные персонажи участвовали вместе с женами. Поэтому в свадебных традициях существовали функции не только для них, но и для их жен.
Туй пуçĕ (глава свадьбы), хăйматлăх (посаженный отец), мăн-кĕрÿ (старший дружка), мăн-кĕрÿ арăмĕ (жена старшего дружки) – назначается свахою за женихом и невестой, кĕçĕн кĕрÿ (младший зять), пÿлĕхçĕ – в старину служитель, из молодых парней, для присмотра за лошадьми), 1-2и пузырника, играющих на музыкальном инструменте шăпăр – пузырь и 1-2 барабанщика. Сейчас вместо пузыря используют гармошку и баян.
Жилище
Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии. Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.
Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.
«Отец страха и «Мать страха»
Вода у чувашей, как и у других языческих народов, считалась прародиной и символизировала границу между мирами. Чуваши верили, что в воде живут божества «Отец воды» и «Мать воды» – «Шыв ашшĕ» и «Шыв амăш». Чтобы эти божества не вредили людям, не пугали коней на переправах и не насылали болезни на пьющий воду скот, им ежегодно приносили жертву быков, так как вторые имена этих «богов» были «Мать страха» и «Отец страха».
При этом чувашские крестьяне рассказывали предания, по которым даже некоторые местные люди вели свой род от водяных, потому что женились на «водяницах» – женщинах-русалках, которых якобы находили в оврагах, брали их замуж, и те рожали мужчинам множество детей.
Знаковая функция
Одежда была для чувашей не просто защитой от явлений погоды. Она могла рассказать очень многое о человеке и событии, в котором он участвует. Видны были и семейное положение, и возраст, и имущественное состояние, и даже ритуальное назначение данного одеяния — свадебная она или приготовлена для религиозных обрядов. Прежде всего знаковость проявлялась в украшениях и головных уборах. Сурпан, хушпу или масмак могли надеть только замужние женщны. Невеста по специальному обряду надевала свой первый сурпан. А вот девушки носили тухъю, о которой женщины могли только ностальгически вздохнуть иногда. Только молодые женщины и девушки могли надеть шейные украшения и ушные подвески, а также украшения с лентами. Общие украшения у женщин и девушек были, но это единичные случаи.
Чувашская народная традиция в одежде — настоящая сокровищница богатейшей духовной и материальной культуры далёких веков. Тысячелетние традиции сосредоточились во временных связях народов, племён, культур разных регионов Европы и Азии, и народный костюм помогает обнаружить и проследить эти связи по заимствованиям и влияниям. Ясно, что весь чувашский костюм связан гораздо больше с земледельческим, а не кочевым укладом. Это памятник культуры, который создавался в различных исторических обстоятельствах, порождая и развивая как космогонические представления, так и чисто эстетические воззрения согласно социально-экономическим, природным, культурным условиям, которые господствовали в данном регионе.
Древняя структура чувашского костюма содержит в себе все космогонические мировоззрения, в них отображена модель мира со всеми светилами, потусторонними и здешними мирами. Но социальная жизнь развивалась, миропонимание изменялось, воззрения расширялись, что и послужило причиной того, что подетально вспомнить значение всех элементов костюма уже и невозможно. Сейчас все три вида чувашских костюмов находят применение в самодеятельности, в народном профессиональном искусстве, в сценической и выставочной деятельности.
Следование в дом свекра
Невесту чуваши выносили обычно на руках или выводили просто под руку. Это делал хăйматлăх «приглашенный родственник, посаженый отец». У крыльца невесту и жениха встречала сидящая верхом женщина. Невесту сажали верхом на седло; все главные лица свадьбы также садились на лошадей. Чуваши также пользовались кибиткой, запряженный парою лошадей и телегой.
Невестина кибитка закрывалась холстом; если невеста была верхом, то сидела под покрывалом и по ходу кланялась в разные стороны, а ее лошадь вел хăйматлăх за особый повод, сделанный из полотенца. В особые случаях невеста не видела дороги перед собой.
Почти вся деревня сопровождала лошадь до ворот на околице. При въезде из деревни молодой муж три раза ударял молодую нагайкой. Затем выезжали на засеянное хлебное поле. Там или же на перекрестке по дороге совершали обряд умилостивления злого духа – хаяр пăрахни.
Не донесешь воду – не будешь счастливой
С водяными были связаны свадебные обряды чувашей: свадьбе предшествовал обряд прощания с родовым родником – девушка бросала в воду монеты и просила материнское божество не отказывать ей в воде, когда она вечером придет на берег в новом статусе жены.
Если жена переезжала жить к мужу в другое селение, то подобный обряд она проводила на новом источнике – этот обряд назывался «прокладыванием пути к источнику». Воду следовало «купить» у односельчан мужа – то есть принести дань родовому божеству; по дороге к воде следовало молчать, а воду донести до нового дома.
Где находится источник с водой молодухе показывали лишь после того, как она платила «жертву» и при этом всячески старались ей навредить – заставить нарушить молчание, забыть сакральное заклинание, которое следовали произнести в тот миг, когда она набирала воду в новом для нее роднике. Новые односельчане толкали женщину и ставили ей подножки, чтобы она не донесла воду до дома, а вылила её по дороге.
В доме мужа женщина должна была напоить принесенной водой всех, породнившись таким образом не только с божеством, но и с семьей мужа.
Где живут
Более половины представителей чувашской народности — 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики — город Чебоксары.
За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине — порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане. На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:
- Верховые чуваши. Проживают в северо-западной части региона, имеют местные названия тури́ или вирья́л.
- Средненизовые чуваши. Их локация — северо-восток Республики, диалектное наименование ана́т енчи́.
- Низовые чуваши. Живут в южной части региона, на чувашском языке имеют название анатри́.